Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
 
Администрация Каменоломненского городского поселения Октябрьского района
 
На главную
 
 
346480, Ростовская область, пос. Каменоломни, ул. Крупской, 28а
 
Тел.: 8 (86360) 2-37-78
 

История

200 лет назад, на берегу небольшой реки Грушевки, казак Максимов заложил хутор. Рядом с ним обосновались казаки Власов и Попов. Новые хутора получили имена своих хозяев. Это было в 1805 году.


В 1806-ом нашли залежи угля. Первыми углепромышленниками были представители казачьего сословия.
Шли годы, угля добывали все больше и больше, на телегах вывозить его уже не успевали. И тогда правительство Войска Донского решило построить железную дорогу. Началось сооружение  “угольного пути” от станций Грушевская и Аютинская через станцию Максимовская к Аксайской. 
Работами руководил инженер путей сообщения, подполковник В. А. Панаев, подрядчиком выступал богатый купец из Санкт-Петербурга С.С. Поляков. Строительство длилось три года. 29 декабря 1863 года железнодорожная линия, протяженностью 66 вёрст (70 км), проходящая через казачье поселение, вошла в строй. Она дала «грушевскому углю» выход к Дону. Это событие подняло статус хутора Максимовка и ускорило его рост. По завершении строительства Юго-Восточной ветки, станция Максимовка получила статус распорядительной. Впоследствие оказалось, что на новой железной дороге имеются две станции с одинаковым названием, поэтому возникала путаница с отправлением грузов. 1 мая 1902 года по указу царя Николая II станцию Максимовскую переименовали в Каменоломни. А назвали её так потому, что в XIX веке здесь действительно добывали (ломали) много  камня. Сейчас тех пещер уже нет, их засыпали, но балку так и называют до сих пор “Турбута”.
Хутор Максимовка занимал территорию от теперешнего северного переезда до ручья, который впадает в р. Грушевку. Здесь находились станция, паровозное депо, водокачка. В хуторе жили  железнодорожные рабочие, строители и шахтёры, крестьяне, арендовавшие земли у казаков и церкви. Здесь располагались трактир Куреннова, казённая лавка да две бакалейные лавчонки. Руководство хуторским обществом осуществлял староста, который подчинялся волостному управлению, находившемуся в Сулине.


Так вместе со становлением промышленности и железнодорожной отрасли рос и развивался хутор Максимовка, который впоследствии объединился со своим молодым соседом - Новогрушевским. А в 1933 году всё пристанционное поселение было объединено со станцией под общим названием Каменоломни.
Хутор Максимовка первоначально был приписан к Сулиновской волости. Им управлял староста. Затем рядом обосновался  хутор Новогрушевский. Здесь правил атаман, назначаемый Кривянским станичным управлением. Последним был атаман Локтионов. Хутора объединились под общим названием Максимов-Новогрушевский и был организован поселковый Совет. Его первым председателем стал Иван Афанасьевич Шинкаренко. Особенно много было построено в предвоенные годы. Прежде всего, гордостью жителей стал красавец Дворец культуры железнодорожников, распахнули свои двери поликлиника, продовольственные и промтоварные магазины, и у людей отпала необходимость за покупками ездить в Шахты. Радовался народ новым многоквартирным жилым домам, водопроводу. Средняя школа № 20 открылась в 1936 году, ее первым директором был М. Н. Протопопов. В 1938 г. приняла учащихся средняя школа № 82. Тогда она была семилетней, а директором назначили В. Н. Козыренко.


В 1938 году в составе Ростовской области был образован Октябрьский район с административным центром в п. Каменоломни.
В годы военной оккупации в период Великой отечественной войны были разрушены вся инфраструктура железнодорожного узла и основные здания в жилой зоне поселка.


В 1942 году уже рабочий поселок Каменоломни стал районным центром. За годы Великой Отечественной войны новый райцентр подтвердил свой статус и укрепил позиции в послевоенное время. В этом большая заслуга Первого секретаря РК КПСС, Героя Советского Союза Дмитрия Дмитриевича Бойко. Он находился на этой должности 18 лет. За это время были пострены многие жилые дома, магазины, библиотеки, дороги, восстановлен ДК железнодорожников. Большой вклад в становление поселка и района внесла председатель райисполкома Ухалова Евдокия Алексеевна и кавалер Орденов Ленина, Трудового Красного Знамени Пичко Валерий Филиппович.


В восстановительный период 1945-1949 гг. была предпринята реконструкция центра поселка с размещением 2-3 этажных зданий.


Дополнительно были размещены предприятия строительной отрасли металлоремонтные и сельхоззаготовительные объекты.


Период 50-80 годов связан с развитием сервисной инфраструктуры, созданием  сети школ, детских дошкольных учреждений, сети магазинов, была построена больница, комплекс административных учреждений.

Сегодня поселок Каменоломни является современным административным, производственным, культурным, духовным и спортивным центром района. На территории поселка работают крупнейшие в Ростовской области вагонное, станция «Каменоломни» занимает ведущее место в структуре Северо-Кавказской железной дороги. Осуществляют свою деятельность 58 крупных и средних предприятий и организаций, малых предприятий – 268, ИП – 441. На крупных и средних предприятиях работает 3299 человек.


Поселок находится на расстоянии 70 км до областного центра – г.Ростова-на-Дону.
Население поселка (на 01.01.2019 год)  – 10323 тысяч человек.
Общая площадь поселка - 10,65 кв.км.
Общая  протяженность  автомобильных дорог составляет 51,3 км, из них 88% с усовершенствованным покрытием. Поселение газифицировано на 99,6%, электрифицировано на 100%. Имеется проводная телефонная связь, доступны 5 операторов мобильной связи.


Железнодорожный транспорт
Согласно данным Центрального Государственного Исторического архива 9 декабря 1863 года (ст. стиля) торжественно была открыта станция “Максимовка“, которая с 1 мая 1902 года была переименована в станцию “Каменоломни”.
Первоначально здесь были построены пассажирский дом, в котором размещался телеграф, водокачка с водоснабжением из р. Грушевка, казарма для жилья, паровозное депо и поворотный круг для паровозов. В 70-е годы XIX века на станции было осуществлено дальнейшее развитие станционных путей для переброски грузов, она стала распределительной.
В Гражданскую войну в основном осуществлялись перевозки шахтинского угля и сельскохозяйственной продукции.
В годы Великой Отечественной войны на станции формировались эшелоны, производилась смена локомотивов. Во время немецкой оккупации были взорваны вокзал, станционные пути, уничтожены 109 стрелочных переводов и все стрелочные будки. Восстановительные работы проходили в кратчайшие сроки, начальником в то время был В. А. Киселёв.
Сегодня станция является важным стратегическим объектом, на котором производится формирование поездов и сортировка вагонов. В 1997 году произошло объединение станций линейного участка под руководством  Каменоломни, а с 2003 года - это уже Каменоломненский опорный центр управления перевозками. В него входят 12 станций Северо-Кавказской железной дороги, начиная от Новочеркасска до Сулина.  В развитие предприятия особый вклад внесли руководители Мазуров Г. , Скляров В.В, Битюков С.А., Порошин Ю.А., ветераны труда Федорищев А.М., Подгорная Е.Д., Колесник И.И., Астафьева В.П., Хондаченко А.М., Герлак Н.И.

Локомотивное депо
Основано 15 декабря (ст.стиля) 1863 года (по данным Санкт-Петербургского Государственного архива РФ). В актах комиссии, принявшей  депо в эксплуатацию, значилось: “Дом для помещения постоянной паровой машины длиной в 6 саженей и шириной в 3 сажени“. Находилось депо в том месте, где сейчас располагается Восстановительный поезд. Здание было сложено из дикого камня с наружной окопкой. До 1920 года паровозное депо принадлежало акционерному обществу. На его территории было шесть путей, поворотный круг, склад топлива, экипировочная канава с водоразборной колонкой. Грузовые перевозки осуществлялись сначала  паровозами серии “Э“, затем в депо Каменоломни стали поступать самые мощные в 30-е годы в Европе локомотивы серии “ФД”.

В то время на железнодорожном транспорте гремела слава машинистов-новаторов Петра Кривоноса и  Михаила Лунина. Первыми их метод освоили машинисты-каменоломнинцы Кривоносов Г. И., Белан И.Г., Мирошниченко Г.Г., Кузнецов Ф.Я., Носов И.Е., Ялов М.И.

В годы войны нагрузка на железнодорожный транспорт возросла в несколько раз. Нужно было обеспечить фронт всем необходимым и одновременно вывозить эвакуированные заводы, людей, раненых солдат, запасы продовольствия вглубь страны. В 1941 году, выполнив приказ по перевозке хлеба в Батайск, героически погибли машинист Кузнецов Ф. Я. и его помощник Пыльцин А.С. В феврале 1943 года все здания и пути депо были взорваны оккупантами. Фашисты, уходя заявили, что железная дорога начнет функционировать не ранее, как через 10-15 лет. Но уже через 2 недели был пущен механический цех, из него вышел первый восстановленный паровоз. А к концу 1945 года локомотивщики отремонтировали все необходимые для работы цеха. В настоящее время в локомотивном парке депо имеется 16 электровозов и 19 тепловозов. Локомотивный парк вывозит грузы и выполняет маневровые работы на основных станциях Ростовской области Северо-Кавказской железной дороги - Батайск, Лихая, Усть-Донецк, Новочеркасск, Шахтная, Сулин и другие.
Технико-технологическая база депо позволяет ежемесячно ремонтировать и технически обслуживать 103 единицы локомотивного парка СКЖД.
В различные годы депо возглавляли: Иван Романович Мальцев - кавалер двух орденов “Трудового Красного Знамени“, “Почётный железнодорожник“; Ремберг Иван Фёдорович; Афанасьев Дмитрий Сергеевич; Всеволод Григорьевич Родионов - “Почётный железнодорожник“; Вячеслав Александрович Васильев - “Почётный железнодорожник“, Конорезов Пётр Георгиевич -“Почётный железнодорожник“.

В 1959 году звание Героя Социалистического Труда было присвоено машинисту - инструктору Носову Ивану Елизаровичу, кавалеру многих орденов и медалей.
Всего за годы работы депо звания “Почётный железнодорожник“ были удостоены 20 человек, награждены орденами “Трудовой Славы“ и медалями “За трудовую доблесть“ - 25 человек; “За трудовое отличие“  - 11 человек. Среди них ныне здравствующие ветераны и представители славных династий: Юхтов В. Д., Журий И. С., Рудомёткин Л. В., Козменко М. Н., Карманов В. И., Демусенко Л. И., Зуев Л. П., Шутько М. Н., Малико А. В., Толстолуцкий Н. В., Беляев Е. П., Буриченко Ф. В., Веприцкий Н. И., Бурлуцкий П. Е., Еремеева О. В., Пичко В. Ф., Зак В.М., Кружалин Ф.Ф. и семьи Столяровых, Шинкаренко, Фроловых.

Вагонное депо
Основано в 1923 году на базе паровозного депо, а в 1933 году выделено в самостоятельную структуру. Условия труда и уровень механизации были примитивными. В 1941-45 гг. в тяжелейших условиях войны работниками вагонного депо обеспечивалось снабжение фронта вагонами для эвакуации промышленности. В различные годы депо возглавляли: Жариков П. П., Самойлов Б.П., Белявский В. И. Особое внимание всегда уделялось обновлению производственной базы, увеличению производственных мощностей и техническому перевооружению депо. Коллектив вагонного депо неоднократно занимал призовые места в отраслевом и дорожном соревнованиях. С мая 2005 года вагонное депо преобразовано в ремонтное депо Каменоломни структурного подразделения СКЖД филиала ОАО РЖД.
Славная история вагонного депо хранит память о людях, оставивших след в развитии предприятия: Ступине В.Д., Гапоненко П.А., братьях  Чеботарёве П.М. и Чеботарёве И.М., братьях Павловских.

Коллектив вагонного депо гордится именами тех, кто сегодня встречает юбилей: Евдокимовым Л.А., Яблоновским И.С., Безверховым Ю.С,, Черепахиной В.Л., Швачкиным А.В., Боровым Н.И., Рыжовым Н.К., Чапаевым Б.И. и многими другими.  
НГЧ, Восстановительный поезд. Много славных имён дал стране железнодорожный узел Каменоломни , десятки работников различных служб железнодорожного транспорта вошли в историю посёлка, среди них: Песоцкий Г.Ф., Зуева Л.А., Шармазанянц В.А., Боровой Б.Д., Хмель В.Е.